по сайту
  
на Яндексе
  
в Интернете

       Ссылки

 


Операционно-познавательный этап

Слова учителя
Слова учеников
Записи на доске и в тетрадях
Операционно-познавательный этап
Возьмем за основу распределительный закон. Попробуйте формулировать гипотезы, как связана операция извлечения корня с арифметическими операциями.
  1. sqrt(a+b)=sqrt(a)+sqrt(b)
  2. sqrt(a*b)=sqrt(a)*sqrt(b)
a (b + c) = a b + a c
Давайте проверим вторую гипотезу.    
Вспомним определение квадратного корня. Квадратным корнем из неотрицательного числа а называется такое неотрицательное число, квадрат которого равен a .  
Какие числа по знаку стоят в левой и правой части гипотезы 2? Оба числа неотрицательны, число стоящее в левой части неотрицательное по определению квадратного корня. В правой части как произведение квадратных корней.  
Возведите правую и левую часть гипотезы в квадрат. Левая и правая часть равны а• b  
Какое теоретическое положение позволило нам это утверждать? Одно из свойств степени с натуральным показателем.  
Теперь давайте проанализируем полученные результаты. Рассмотрим правую часть гипотезы. Как мы выяснили она неотрицательна, кроме этого будучи возведенной в квадрат дает .выражение стоящее под знаком корня в левой части. Сделайте выводы из всего вышесказанного. Число sqrt(a)*sqrt(b)удовлетворяет всем условиям определения арифметического квадратного корня из неотрицательного числа.  
Как связаны выражения стоящие в левой и правой части гипотезы? Они равны.  
Доказали ли мы эту гипотезу? Да  
В математике принято каждое утверждение формулировать в виде теоремы. Фактически мы доказали теорему о связи операции извлечения квадратного корня и операции умножения. Попробуйте сформулировать эту теорему. Ученики пытаются сформулировать теорему.  
Откройте учебники и сравним нашу формулировку с формулировкой в учебнике.    
Такая формулировка, которая приведена в учебнике в математике носит название формулировки в категоричной форме. Кроме этого теоремы принято формулировать используя конструкцию «если… то», такая форма называется условной.    
Попробуйте переформулировать теорему, используя слова «если… то». Ученики пытаются переформулировать теорему в условной форме.  
Формулировка теоремы в условной форме будет выглядеть так: «если a и b неотрицательные числа, то справедливо равенство sqrt(a*b)=sqrt(a)*sqrt(b)».    
Выделите в формулировке теоремы условие и заключение Ученики выделяют условие теоремы и заключение теоремы.  
Сформулируйте обратное утверждение. Ученики формулируют теорему обратную данной: «если верно равенство sqrt(a*b)=sqrt(a)*sqrt(b), то a и b неотрицательные числа».  
Верна ли эта теорема. Да, верна.  
Объясните почему. Ученики дают свои объяснения этому факту.  
Действительно если равенство верно, то a , b числа неотрицательные числа и это следует из определения квадратного корня.    
Эта теорема носит название свойства квадратных корней.    
Равенство останется верным если подкоренное выражение будет представлять собой арифметическое выражение.    

Решите пример.

sqrt(36*64)

   
Какой теоретический факт позволит нам решить этот пример?

Только что изученная теорема.

(ученики решают этот пример)

 
Решите пример sqrt(4)*sqrt(8)    
Какой теоретический факт позволит нам решить этот пример? Та же теорема.  
Почему для решения этой задачи мы можем использовать свойство квадратных корней? Потому что мы доказали равенство, а его можно использовать в обе стороны.  
Решите пример sqrt(25/81) (если вызовет затруднения, то можно представить дробь в виде произведения)  
Как вы думаете существует ли связь между операцией извлечения квадратного корня и операцией деления. да  
Давайте сформулируем гипотезу. Ученики пытаются сформулировать гипотезу о связи деления и извлечения корня.  
Формулировка теоремы: «если a>=0и b<>0, то справедливо равенство sqrt(a/b)=sqrt(a)/sqrt(b)    
В начале урока мы выдвинули еще одну гипотезу, вспомните какую? sqrt(a+b)=sqrt(a)+sqrt(b).  
Как вы математике устанавливается справедливость какого, то утверждения? Путем доказательства  
А как устанавливается, что данное утверждение не верно? Для этого надо привести контрпример.  
Вспомним пример 1 в начале урока, попытайтесь его решить используя нашу гипотезу. Ученики пытаются решить данное задание используя сформулированную в начале урока гипотезу. Ученики в тетрадях пытаются решить этот пример.
Как видите это не верно. Поэтому свойства аналогичному свойству относящемуся к умножению нет.    
 
[ 1 3 ]
Обновлено: 10 октября 2006г.      ©2006  

Desing   

 
 
Hosted by uCoz
Рейтинг@Mail.ru