Доказать т.Пифагора и сформулировать теорему, обратную теореме Пифагора.
Знает о существовании т. Пифагора и теореме, обратной ей.
Знает формулировку т. Пифагора и обратной теоремы.
Знает метод доказательства теоремы Пифагора.
Знает, задачи какого типа позволяют решать изученные теоремы.
Осознаёт, что теорема Пифагора – свойство прямоугольного треугольника, а теорема, обратная ей – признак прямоугольного треугольника.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационно-ориентировочная часть. |
- Здравствуйте, дети! Дома вы повторяли определения треугольника и квадрата а также формулы нахождения площадей этих фигур.
Итак, ХХХ, какой треугольник называется прямоугольным. |
- Прямоугольным называется треугольник у которого один из углов прямой (равен 90º). |
- По какой формуле находится площадь такого треугольника? |
- Половина произведения катетов. |
- А какая фигура называется квадратом? |
- Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. |
- Верно! Пользуясь какой формулой мы находим его площадь. |
- Площадь квадрата равна квадрату стороны. |
- Дети, сейчас вы выступите в качестве исследователей. Предметом нашего исследования будут прямоугольные треугольники. Назовите элементы прямоугольного треугольника? |
- Стороны, прилежащие к прямому углу – катеты, а третья сторона – гипотенуза. |
/на боковой доске даны изображения треугольников с указанными длинами сторон/

|
- Обратите внимание на левую доску. Что нам дано?
|
- На боковой доске даны изображения прямоугольных треугольников с указанными длинами сторон. |
- Давайте на основе данных рисунков заполним соответствующую таблицу. В этой таблице нам надо записать квадраты длин катетов и гипотенузы для каждого из данных треугольников. 3 треугольника, соответственно 3 строки таблицы и заполним.
|
|
/заполнение таблицы. 1-й, 2-й, 3-й ряды ищут квадраты катетов и гипотенузы в 1-м, 2-м и 3-м треугольниках соответственно/ |
|
- Итак, на основе таблицы выявите связь между катетами и гипотенузой в каждом из треугольников (Как связаны квадраты катетов с квадратом гипотенузы). |
– Квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов. |
- Совершенно верно. Такая связь действительно существует. Есть соответствующая теорема. Теорема эта, отражающая связь между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике, называется теоремой Пифагора.
Давайте запишем её полную формулировку в тетрадях.
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
/Историческая справка/
- Кстати, с теоремой связан интересный факт. Хоть она и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда ещё не знали её доказательство, а само соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путём, как и мы его сейчас установили. Пифагор, по-видимому, просто нашёл доказательство этого соотношения.
- Какова же тема нашего сегодняшнего урока, на ваш взгляд?
|
– Теорема Пифагора. |
– Правильно. Отметьте у себя в тетрадях тему нашего занятия. И сейчас мы докажем эту теорему. Записываем после формулировки теоремы – дано. |
|
/правая боковая сторона доски с треугольником/

|
- Нам дан прямоугольный треугольник АВС, ВС= a , АС= b и АВ=с, как показано на доске. Зарисуйте его себе в тетрадях.
Теперь запишем, что нам надо доказать.
ХХХ, что мы здесь запишем? |
- с 2 = a 2 + b 2 |
/У. под диктовку ХХХ на доске, а дети в тетрадях записывают то, что надо доказать/ |
- Итак, записываем: Доказательство.
Достроим этот треугольник до квадрата со стороной a + b следующим образом.
Продолжим стороны АС и ВС за точки А и В соответственно, от точки А на продолжении стороны АС отложим отрезок, равный а, а от точки В на продолжении стороны ВС отрезок, равный b . Обозначим полученные точки D и E соответственно. Через Е проведём прямую, параллельную АС, а через точку D прямую, параллельную СВ. Обозначим точку пересечения проведённых прямых за F . От точки F на отрезке DF отложим отрезок, равный а, а на отрезке FE , отрезок, равный b . Обозначим получившиеся точки М и К соответственно. Проведём отрезки АМ, МК и ВК. |
|

|
- Из каких фигур состоит полученный квадрат? |
– Из 4-х треугольников и одного четырёхугольника. |
– Как связаны между собой эти треугольники? |
– Они равны. |
– Почему? |
– По первому признаку равенства треугольников. У каждого треугольника есть сторона равная a , сторона равная b и между ними в каждом из треугольников заключён угол равный 90º. |
– Правильно. А что следует из этого равенства? |
– Следует равенство соответствующих сторон и углов треугольников. |
– Верно. Давайте полученные равные стороны в треугольниках я на доске вы в тетрадях отметим и обозначим за c . Какие же углы будут равными?
Для удобства обозначим углы цифрами 1-8 следующим образом.
Сейчас ХХХ будет называть нам равные углы, а вы их отмечайте на своих рисунках в тетрадях. |
– Углы 1,3,5,7 и углы 2,4,6,8. |
– Обратим внимание на четырёхугольник. Что нам о нём известно? |
– У него все стороны равны. |
– Чем может являться четырёхугольник, у которого все стороны равны? |
– Ромбом или квадратом. |
– Что ещё нам нужно узнать об этом четырёхугольнике, чтобы однозначно установить ромб это или квадрат. |
– Нужно установить величины углов. |
– Попробуйте это сделать. |
– Каждый из углов четырёхугольника равен 180 минус сумма углов, например, 2 и 3, т. е. они равны 90, следовательно, данный четырёхугольник – квадрат. |
– Чему равна площадь большего квадрата?
|
– ( a + b ) 2 |
– А как ещё можно найти эту площадь? |
– Как сумму площадей фигур, входящих в его состав.
|
– Давайте найдём эти площади. |
– Площадь маленького квадрата с 2 , а площадь каждого треугольника ( ab )/2. |
– Таким образом чему равна площадь большого квадрата? |
– с 2 +4( ab )/2 или с 2 +2( ab ). |
– Итак, с одной стороны мы получили, что площадь большого квадрата равна ( a + b ) 2 , а с другой - с 2 +2( ab ). Т.е. получили равенство: ( a + b ) 2 = с 2 +2( ab ).
Упростите полученное равенство. Что у вас получилось? ХХХ? |
– a 2 + b 2 =с 2 . |
– А что требовалось доказать? |
– Это и требовалось! |
– Именно, т.о. теорема доказана. Каким методом мы пользовались при доказательстве этой теоремы? |
– Мы пользовались методом площадей. |
- В чём заключается суть данного метода? |
- Суть данного метода состоит в том, что |
– Давайте вспомним, какие типы теорем нам известны? |
– Нам известны теоремы-признаки и теоремы-свойства. |
– Свойством или признаком является теорема, доказанная нами только что? |
– Теорема Пифагора – свойство прямоугольного треугольника. |
– Какие задачи мы можем решать с помощью т.Пифагора? |
– Можем находить 3 сторону в прямоугольном треугольнике по 2-м данным. |
– Приведите пример такой задачи. |
– В прямоугольном треугольнике даны катеты, найти гипотенузу. |
– Давайте решим эту задачу. ХХХ, иди к доске! |
|
/ХХХ послабже выбирается с последней парты к доске/ |
– Молодец, садись. |
|