|
Дидактический анализ
-
НОК (a,b), где a,b принадлежат N |
K ( a )= |
K ( b )= |
OK(a,b)= |
НОК= min |
Установление новизны для учащихся логической структуры определения и способа ее разъяснения учащимся.
Структура определения знакома учащимся, так как они изучили уже тему НОД. Однако, поскольку они не встречались с этим термином, то необходимо особая работа для логического восприятия.
Объяснение темы:
Подбор системы упражнений для актуализации; методика организации повторения.
(-Запишите все делители чисел 12, 15, 60.)
-Какое число называется кратным данному числу?
если натуральное число а делится на натуральное число b без остатка, то про число a говорят, что оно кратное числа b.
(-Как называются числа кратные числу 2?)
-Назовите все двузначные числа кратные числу 9.
-Какой цифрой оканчиваются числа кратные 2,5,10?
-Напишите те значения x кратные числу 6, при которых неравенство 48<x<94 верно.
-Объясните, почему среди кратных данного числа найдется наименьшее, но нет наибольшего числа.
- Подбор материала для создания мотивации, проблемной ситуации. Четкая формулировка учебной задачи.
Какое наименьшее число метров материала должно быть в рулоне, чтобы его можно было продать без остатка по 3 м или по 4 м?
-Ребята, можем ли мы решить эту задачу, опираясь на наши знания?
Да.
- Понятно, что это число должно быть кратно 3 и 4. Давайте найдем некоторые кратные числа 3 и 4.
Ряд кратных числа 3: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 …, числа 4: 4, 8, 12, 16, 20, 24…
- Среди чисел встретились несколько общих кратных, но только наименьшее является решением. Каково решение данной задачи?
12.
Найдите наименьшее число, кратное (которое бы делилось на) 12 и 35?
-Сможем ли мы решить эту задачу, используя наши знания?
Нет.
-Чему мы должны научиться на этом уроке?
Находить такие числа.
- Определение способа включения учащихся в учебно-познавательную деятельность по «открытию» нового понятия; выбор способа формулировки определения понятия (дает учитель, формулируют учащиеся, читают по учебнику и др.); выбор способа фиксации определения (в т.ч. записи на доске и в тетрадях учащихся).
-Наглядно-конструктивный подход.
Выпишем ряд кратных чисел 3 и 4.
Ряд кратных числа 3: 3, 6, 9, 12 , 15, 18, 21, 24 …, числа 4: 4, 8, 12, 16, 20, 24…
(фиксируется в тетради и на доске)
Найдем общие кратные для чисел 3 и 4.
12, 24, …(на доске подчеркиваются, в тетрадях выписываются с соответствующими комментариями)
Эти числа обладают таким свойством, они кратны числу 3 и 4 одновременно .
Сколько таких чисел?
Бесконечно много.
Среди этих чисел есть число, обладающее особым свойством, что это за число?
12 – оно наименьше (фиксируется в тетради, можно обвести в кружечек, и на доске, выделяется другим цветом).
Это число называют Наименьшим общим кратным чисел 3 и 4.
И обозначают НОК(3, 4). Итак, это число обладает особыми свойствами, назовите их.
Это число является кратным чисел 3 и 4.
Это число наименьшее.
(фиксируется на доске, и в тетрадях)
Вообще, наименьшим общим кратным чисел а и b называется наименьшее число, которое кратно числу а и числу b . (дается учителем).
11 Конструирование упражнений на осознание логической структуры определения .
//Наименьшим общим кратным двух натуральных чисел// называется //наименьшее натуральное число//, //которое кратно каждому из данных чисел.// |
НОК(а, b)=с –Наименьшее общее кратное чисел а и b:
-
с общее кратное а и b.
-
с наименьшее.
|
Т.к определение содержит кванторы в неявном виде, то для выяснения смысла этих терминов в анализируемом определении следует составить отрицание определения.
Конструирование упражнений на формирование умения подводить объект под понятие.
Таблица истинности
НОК( a, b) |
Натуральное число |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
Кратно каждому из данных |
|
— |
— |
+ |
+ |
Наименьшее |
|
— |
+ |
— |
+ |
|
Не НОК |
НОК |
-Может ли число 28 быть наименьшим общим кратным чисел 5 и 7?
-Является ли число 36 наименьшим общим кратным чисел 5 и 9?
-Является ли число 42 наименьшим кратным чисел 3 и 7?
-Является ли число 12 наименьшим общим кратным чисел 3 и 4?
Формулировка частных эвристик, позволяющих подводить объект под понятие.
ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю),
1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).
2) Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).
3) Восходящий к Сократу метод обучения (т. н. сократические беседы — см. Майевтика).
МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Эвристика — математическое понятие, связанное с выведением следствий либо подведением под понятие.
Конструирование упражнений на овладение действием отыскания следствий на этапе осознания и осмысления.
Известно что число c является НОК(а, b). Перечислите свойства которыми оно обладает?
Известно что число c является НОК(а, b). Можно ли утверждать что оно кратно НОД(а, b)?
Формулировка частных эвристик, позволяющих выводить следствия из принадлежности объекта понятию.
|